Александр Певчий

Телесное воскресение: как это будет?




Разбор статьи Андрея Логрус "Телесное воскресение: как это будет?"

 
Андрей Логрус: "То, что Церковь говорит про воскресение – это догмат, а не просто богословское мнение, который содержится в Символе веры: «Чаю воскресения мертвых»."


А.П.: Здесь полностью согласен.


Андрей Логрус: "Более того, это очень важная часть нашего вероучения, смысл которого заключается в том, что мы все обязательно будем жить и после смерти. Причем жизнь наша – в духовно-телесном образе, и эта духовно-телесная природа дана нам Богом как подлинный образ человека, а не как образ, который должен распасться. Наоборот, он должен созидаться.И воскресение должно вернуть человеку его подлинный образ, тот, который был изначально задуман Господом."

 

А.П.: Вот здесь уже я не соглашаюсь с автором. Формула "духовно-телесный образ" видится мне слишком не полной, допускающей разное прочтение. Но в контексте цельной статьи автора я вижу для себя, что он видит конечную цель человека в возврате его в первичное состояние Адама до грехопадения. Я же вижу, что во Христе человечество получило больше, чем имел Адам до грехопадения. Адам был создан из праха для обитания на земле. А новый человек во Христе создан для жизни на небесах.


Апостол Павел так пишет:


42 Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;43 сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.46 Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.47 Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба.48 Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.49 И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.50 Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.(1Кор.15:42-50)


Из вышеприведенного текста я делаю вывод, что плоть и кровь не могут наследовать Царства Небесного. Земные тела, в которых кровь движется по венам, созданы именно для бытия земного. Как и сам Адам был перстный, так и все человечество наследовало от него именно образ перстного. Но Христос пришел с небес. Он облекся в человека, не переставая оставаться и Тем, Кем был до Воплощения. На горе Преображения Его плоть земная была просвещена тою духовною природою, которая в Нем была до Воплощения и пребывала с Ним и в Воплощении. Именно в этой духовной природе Он, по претерпении смерти физической, сперва сошел в Ад, дабы возвестить Свою победу над смертью находящимся в Аду, а потом и воскрес в третий день. Земное же тело Его было уничтожено, сожжено Его Силою, дабы не оставаться ему в могиле. Ибо если бы Он просто воскрес, оставив тело тлеть в могиле, то многие не уверовали б подлинность воскресения. Именно отсутствие тела в могиле и должно было послужить доказательством, что Он воскрес.


Почему я считаю, что не в земном теле воскрес Христос?


Прежде всего бросается в глаза, что тело, в котором являлся Господь ученикам Своим по Воскресении, было не таким, каким оно было до этого. Христа не узнавали. Он мог внезапно появляться и также внезапно исчезать. Его тело могло принимать различную форму, в том числе и форму с ранами. Все это дает основание говорить, что тело, в котором Он воскрес, было Ангельское. Точно так поступали в Писании Ангелы Божьи. Они могли внезапно появляться и также внезапно исчезать. Они могли находиться среди людей и даже вкушать с ними пищу. Но на самом деле они не ели ту пищу, а просто сжигали ее, так как их духовные тела не имеют потребности в земной пище.


Андрей Логрус: "Уже в Евангелии даны некоторые образы телесного воскресения в виде притч. И оттуда можно заключить, что мы воскреснем в цельном, совершенном виде. Очень важно, что внешний образ наш будет телесным, и телесность окажется индивидуальной для каждого. То есть не просто какое-то тело или «среднестатистическое» тело, абстрактное, а с узнаваемыми чертами, присущими каждому человеку.Священномученник Мефодий Патарский в своей работе о воскресении пишет, что мы не только сохраним свой образ, но и способны будем друг друга узнавать.Это означает, что мы сохраним черты нашей телесности. В том числе так называемые гендерные: мужчины будут с бородами, а женщины – с длинными волосами. Сохранятся и половые различия. Ведь и воскресший Христос есть Богомуж, как называл Его преподобный Анастасий, игумен Синайский.Воскресшие тела будут мужчинами и женщинами. Другое дело, что Христос в Евангелии однозначно говорит: «Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Мк.12,25); «… а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят» (Лк.20,35)Значит, воскресшее человечество уже не будет иметь той части личной жизни, которая сегодня является для людей очень важной, то есть супружеской."


А.П.: На мой взгляд Андрей Логрус допускает ошибку в своих суждениях. В Писании сказано, что во Христе нет более ни мужчин, ни женщин, но новая тварь. Та природа, в которой мы воскреснем, ангелоподобна, беспола. Это для земного Адама Бог дал способность размножаться, разделив человечество на мужчин и женщин. Для того и разнополость дана земной природе. А духовным существам не нужно размножаться, почему в их телах и нет не нужных органов и отсутствуют противоестественные для их природы желания. То же обстоятельство, что духовные существа являлись в образе мужей или юношей мужского пола, так это именно явление было их таким. Они могут принимать различные формы. При этом я соглашаюсь и с тем, что в будущем веке мы сможем друг друга узнавать. Но за счет чего мы сможем узнавать друг друга в новых духовных телах - этого я пока четко изложить не могу. Ученики же Христа узнали в Незнакомце Учителя своего только в преломлении хлеба. После чего Он исчез. Это позволяет допустить мысль, что узнавание происходит не через внешнее видение, а через внутреннее откровение. 


Андрей Логрус: "Несомненно, что телесность сохранит черты нашей жизни. Но как – этого мы не знаем. Но наша телесность будет представлять собою и некий портрет нашей духовной и личной жизни, принятых решений, нашей нравственности. Это может быть выражение лица, выражение тела. Но как это будет – тайна. Она приоткрывается духовной иконописью. Есть иконы, которые выражают некоторую духовную сущность святых в их уже посмертном образе. У преподобных, например, выделяются глубокие морщины от слез. Чей-то образ исполнен милосердия и любви."


А.П.: Здесь я также не соглашаюсь с автором. Глубокие морщины - это патология земной природы, результат ее старения, приближающий человека к смерти. Думать так о духовном теле, что оно будет носить в себе отпечаток патологии, я нахожу ошибочным.


Андрей Логрус: "Важно подчеркнуть, что вера в догмат о воскресении из мертвых трудна была всегда. Во все века встречались христиане, которые готовы были поверить в Нагорную проповедь, то есть в нравственную суть миссии Христа, но не готовы – в телесное воскресение."


А.П.: Должно верить в воскресение. А требовать от людей веры именно в телесное воскресение - это выходить за рамки Символа Веры. В Символе Веры нет мысли про воскресение тел, там написано просто: "верю в воскресение мертвых".


Андрей Логрус: "Характерные страницы о трудностях этой веры есть в романе Достоевского «Идиот», где умирающий от туберкулеза Илларион спрашивал каждого приходящего: «Верите ли вы в Кану Галилейскую?» То есть для него сложным был именно момент чуда.Чудеса сложны были для веры, в том числе – чудо воскресения.Да, люди умирают в разном возрасте. Кто-то в девяносто лет, а кто-то – через несколько недель после зачатия. Но мы все воскреснем в совершенном образе. Что это за совершенный образ – точного учения не существует."


А.П.: Именно, что четкого учения по данному вопросу у Церкви не было сформулировано. Отсюда и многие разномыслия и споры. 


Андрей Логрус: "Однажды у меня почти случайно в Кремле состоялась беседа с владыкой Василием (Родзянко). После службы он нашел время откликнуться на мой вопрос, который касался крещения тяжелых инвалидов. Я тогда служил в психоневрологическом интернате, и передо мной тоже стоял вопрос: а что будет с этими детьми в дальнейшем? Я их крестил, миропомазывал, прекрасно понимая, что многие из них не доживут до взрослого возраста и никогда не смогут ни ходить сами, ни даже держать чашку.Владыка мне сказал, что мы ни в коем случае не должны сомневаться в том, что Господь восстановит телесность каждого, кто при жизни был частично ее лишен, в полном, совершенном образе.То есть и младенцы, даже еще не родившиеся, будут в совершенном образе, и инвалиды. Телесность будет полной, совершенной в смысле полноты замысла Божьего. При этом они будут сохранять и черты своей индивидуальности. Как это будет – мы не знаем."


А.П.: Я тоже верю в то, что все воскреснут в совершенном образе. Но без земных тел. Все воскреснут во Христе, в точно таком же духовном теле, в каком Он был до Воплощения, и в каков взошел после Воскресения. Кровь в венах там не движется, как в Адамовых телах. Это совсем иная природа, Ангельская природа.


Андрей Логрус: "Воскресение – не естественный процесс, не воссоздание того же генотипа, а чудо, новое творение. Но творение того, что было. По этому поводу вспоминается история с Ньютоном, которого на заседании Королевского общества просили ответить на вопрос про воскресение телесное: «Кто же может собрать рассеявшиеся в прахе тела умерших, чтобы образовать новые тела для бессмертных душ?» Ньютон попросил ученика принести горсть железных опилок, обычную грунтовую пыль и смешал их: «Кто выберет эти железные опилки из этой смеси?» Потом он взял большой магнит и стал водить им над смесью. В ней возникло движение, и послышался шелест. Пылинки железа устремились к магниту. Ньютон серьезно посмотрел на присутствующих и сказал: «Тот, Кто дал такую силу бездушному металлу, неужели не сможет совершить большего? Когда наступит время воскресения, Бог соберет наши пылинки и воскресит наши тела».Это больше, чем мы можем ожидать."


А.П.: И здесь я также не согласен с автором. Цель создания человека была не для вечного бытия его на земле, на низшей стадии развития. Но еще до грехопадения человека Агнец был уже заклан "от создания мира". Мы были посеяны как душевные существа, плоть от плоти Адама. Но далее мы должны были пробудиться для вечной жизни во Христе. Мы должны были как бабочки однажды вылететь из своих коконов. Не земной Рай нам уготован от Отца Небесного, но именно Царство Небесное. "Наше же жительство - на небесах" (Фил.3:20). А Земля однажды будет уничтожена. Ее существование не вечно. "Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. 2 От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище" (2Кор.5:1-3). И это небесное жилище мы имеем в себе уже, а не получим его когда-то: "Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах" (2Кор.4:7). Это "сокровище" и есть та духовная природа Христова, в которой мы и воскресаем в последний день пребывания в этом веке...



Создан 09 апр 2018



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником