Александр Певчий

Об отцовстве, учительстве и наставничестве




Всякий термин может иметь разные смысловые значения, в зависимости от контекста.
Например: Спаситель говорит и об учительстве и наставничестве:

"А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос" (Мат.23:8-10).


Однако Апостолы пишут:


"И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?" (1Кор.12:28-29). 

"Ибо, [судя] по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища" (Евр.5:12).

Также Апостолы часто обращаются к духовным детям своим, как отцы:

"Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!" (Гал.4:19).

"Дети мои!" (1Иоан.2:1; 3:18; 3Иоан.1:4).

"Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием" (1Кор.4:15).

"Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр.13:7).

"Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых" (Евр.13:24).

Т.е., в самих терминах (наименованиях) "учитель", "наставник", "отец" нет ничего предосудительного, антихристианского. Апостолы вполне адекватно к ним относились и использовали. Ибо Христос осудил не наименования "отцов", "учителей", "наставников", но гордое стремление учительствовать, выдавать себя за всезнающих, самому притязать на духовную зрелость, без должного свидетельства свыше, что человек уже зрел во Христе. Это не полезно. Почему и предостерегает о том же Иаков:

"Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению" (Иак.3:1).

Неопротестанты хотя и избегают употреблять в своих течениях такие термины, как "отец", но своими поступками именно на это "отцовство" и притязают, когда пытаются кого-то учить (очень часто навязчиво).

Так вот и с употреблением термина «посредник». Когда Апостол пишет, что Иисус Христос – это единственный посредник между Богом и человеком, то здесь он указывает именно на мессианское посредничество, посредством которого Господь соединил мир в Себе с Богом Отцом.

Но есть и другое посредничество, которое ни в коей мере не притязает на то, чтобы заменить собою Христа. Это речь о молитвенном ходатайстве друг за друга. Вот смотрите, Апостол пишет: 

«Братия! молитесь о нас» (1Фес.5:25)

«Итак молитесь за нас» (2Фес.3:1)

«Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, 4 дабы я открыл ее, как должно мне возвещать»(Кол.4:3-4)


«молитесь друг за друга» (Иак.5:16).

При желании, можно было бы соблазниться на этих словах Апостолов. Ведь, зачем нам молитвы каких-то посредников за нас, если мы имеем Единого Посредника Иисуса Христа? Но здесь эти посредники вовсе не притязают на посредничество Господа, чтобы в себе соединить кого-то с Богом. Понимаете, в чем разница в этих случаях, хотя и используется здесь один и тот же термин «посредник»? Т.е., надобно не на внешнюю форму буквы обращать внимание, а на смысловое значение той духовной реальности, которую святые пытались описать посредством одного и того же слова, но говоря о разных вещах.



Создан 09 апр 2017



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником